2016 год объявлен Годом российского кино. Что это значит?


2016 01 20 gkchez

На IV Санкт-Петербургском культурном форуме торжественно проводили Год литературы и открыли Год российского кино, не смотря на то, что до календарного 2016 года еще две недели.

Что такое — «Год российского кино»?

Последние восемь лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2008-ой был Годом семьи, 2009-ой — молодежи, 2010-ый — учителя, 2011-ый — российской космонавтики, 2012-ый — российской истории, 2013 — охраны окружающей среды, 2014-ый — культуры, а 2015-ый — литературы.

Что это значит на практике?

Как остроумно выразился продюсер Сергей Сельянов, в сущности, это такой сигнал от правительства, означающий: «мы про вас помним». В любой сфере копится определенное количество нерешенных проблем, планов или проектов, до которых просто не доходят руки в обычное время. И тематический год — это определенная гарантия, что предложение или просьбу профессионального сообщества обратят внимание на самом высоком уровне.

Например, одна из самых досадных историй для нас как кинематографической державы — отсутствие отечественных фильмов в программе ЮНЕСКО «Память мира», которая на сегодняшний день включает порядка 800 картин из 49 стран. Включение в этот список — гарантии высокого качества хранения копий и широчайшего доступа к ним по всему миру, но, прежде всего, вопрос престижа. Тарковский и Эйзенштейн, несмотря на статус мировых классиков, в перечне не значатся.

Наша страна не воспользовалась своим шансом их внести в 1990-е годы, и теперь для этого необходима политическая воля. Список из 15 шедевров уже составлен по итогам опроса среди 100 российских историков, теоретиков, практиков кино, а команда журнала «Сеанс» работает над соответствующей заявкой. И раз грядет Год кино — шансы на правительственное содействие велики как никогда.

Почему именно кино?

Явной и последовательной логики в выборе тематики для следующего года нет. На 2016 год приходится ряд значимых киноюбилей — 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет «Союзмультфильму». Скорее всего, свою роль сыграл и тот факт, что на 2016 год назначен прокат с десяток масштабных кинопроектов с бюджетом от 500 млн рублей и выше, снятых при государственной поддержке — «Мафия» (1 января), «Экипаж» (14 апреля), «Дуэлянт» (29 сентября), «Ледокол» (6 октября), «Матильда» (13 октября), «Время первых» (27 октября), «Землетрясение» (1 декабря), «Викинг» (22 декабря), «Защитники» (29 декабря). Пока без даты релиза «Большой» Валерия Тодоровского и «Вия 2: Путешествие в Китай» Олега Степченко — возможно, они съедут на 2017-ый год.
В сущности, грядущий год станет выставкой достижений Фонда кино и всей реформированной системы господдержки. В большинстве случаев кассовый потенциал проектов очевиден. Неслучайно профильное объединение НП «Киноальянс» согласилось в 2016 году взять на себя добровольное обязательство обеспечить 20%-квоту сеансов российского кино — владельцы киносетей закономерно полагают, что при таких мощных релизах они смогут без ущерба для себя достигнуть этой цифры. Другой вопрос — хватит ли у нашей аудитории денег, в силу снижающейся покупательской способности, посмотреть хотя бы половину из этого списка.

Кроме того, на этот год сошлись (в ряде случаев, специально к нему приурочены) еще ряд индустриальных событий: планируется, что в 2016 году будет завершен процесс реорганизации Киностудии имени М. Горького, на базе киноконцерна «Мосфильм» начнут создавать многофункциональный культурный центр, в собственные здания переедут «Союзмультфильм» (на улицу Академика Королева) и Музей кино (павильон на ВДНХ).

Раз Год кино, значит в киноиндустрию пойдут новые государственные деньги?

Поддержка собственно кинопроизводства останется на прошлогоднем уровне — в районе 6 млрд рублей, что в силу сокращений прочих статей бюджета можно считать хорошей новостью. Будет скорректирована сама структура расходов - например, в три раза увеличится финансирование дебютов.

Дополнительные деньги действительно будут - 1,5 млрд рублей - но пойдут они на кинофикацию малых и средних городов. Фонд кино как оператор распределит эту сумму на безвозмездной основе среди тех смельчаков, что захотят открыть новые кинотеатры в регионах (из расчета 5 млн на кинозал). Главное условие получения субсидии — 50% сеансов российского кино до конца 2018 года. Для сравнения, за первые девять месяцев 2015 года кинотеатры отдали под российские фильмы около 19% сеансов (данные ЕАИС).

На эти меры профессионалы реагируют положительно, но просят не преувеличивать результаты. По оценке гендиректора компании «Невафильм Research» Олега Березина, сегодня не охвачено современными кинотеатрами около 660 малых и средних городов, где проживает порядка 15 млн человек. Одна даже если все они будут кинофицированы, посещаемость вырастит не более 4-5% в силу иного ритма жизни и более низкого уровня доходов.

В 2015 году по этой статье уже выделена субсидия в 700 млн рублей — что вообще является беспрецедентной мерой. В постсоветский период киносети в большинстве своем развивались на коммерческой основе. Государство никак не вмешивалось в это дело, изредка пугая введением квот на показ зарубежного кино. В этом году все изменилось. Ведомство решило вплотную заняться проблемой кинопоказа — так, кроме субсидий на открытие новых залов, планируется переоборудовать под регулярный прокат сельские клубы и цирки. С той же квотой в 50% сеансов российского кино. Приведет ли это к росту посещаемости — узнаем совсем скоро.

http://izvestia.ru/news/599493


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ